Много сказано о подготовке вожатого. Работают школы вожатского мастерства, проводятся семинары, лагеря вводят продуманную систему отбора кандидатов.... Дело нужное и правильное, но давайте взглянем на эту тему с другой стороны.
Пример. Что нужно сделать, чтоб человек научился ездить на велосипеде? Можно прочитать ему курс лекций, рассказать, как осуществляется езда на велосипеде, дать «правила дорожного движения» для велосипедиста, объяснить правила техники безопасности и оказания первой помощи при травмах, наконец, ввести в курс физические упражнения для укрепления соответствующих групп мышц. Нужная эта информация? Наверное, нужная. Очень неплохо все это получить, знать, и видимо, когда «научишься», неплохо эти знания применять. Решает этот курс задачу «научить ездить на велосипеде»? Очевидно, нет. Ибо понятно, что для того чтоб «научится», достаточно двух вещей. Один раз проехать самостоятельно и закрепить этот опыт проехав еще раз. Все. Человек «стал» велосипедистом. Причем этот навык появляется практически немедленно и сохраняется в течение всей жизни. Человек может его совершенствовать или не использовать, но «утратить» его почти невозможно. С этой точки зрения ключевым моментами являются, переживание опыта «успешной деятельности» и принятие человеком новой для себя роли.
Собственно существует два подхода к получению навыков. Первый подход, ставит задачу дать знания. Другой подход строится на импринте (фиксация, или запечатление, определенной информации в памяти). Приобретение человеком новых функций через принятие новой роли. В основу новых федеральных государственных образовательных стандартов заложен именно второй подход.
В период подготовки к летней оздоровительной кампании 2017 года МАУ «СОК «Лесной» организовал Мастерскую вожатого, поскольку его нельзя «наштамповать» на станке. Будущие вожатые очень индивидуальны и не одинаковы, имеют различные свойства и исходные данные, а значит невозможно найти один общий шаблон и подогнать «всех под одно». Вожатого нельзя сделать «снаружи». Вожатство — это состояние, которое претендент сам создает в себе. И поэтому в нашей мастерской мы планировали для каждого найти необходимые инструменты, чтобы смастерить вожатого для нашего лагеря. Чтобы каждая из участниц пережила ощущение собственной успешности в вожатстве. Придумала и смоделировала свой путь взаимодействия с детьми.
Вожатская мастерская – это:
- Подача материала, построенная на авторских педагогических приемах
- Теория с примерами
- Практические наработки
- Активные формы подготовки
- Индивидуальные консультации
Мы «не изобретали велосипед», а создавали его по собственным необычным чертежам!
- Учитывали специфику нашего загородного оздоровительного лагеря
- Специальные курсы по организации досуга и отдыха различной категории ребят
- Подготовка команды смены
- Разработка программ смен
- Работа с командой в предсезонный период (в том числе работа по программе смены)
Собственно подготовка вожатого в первую очередь заключается именно в выводе человека на принятие себя, как «успешного вожатого». Именно это является нашей главной задачей и есть главный критерий оценки качества нашей подготовки.